Не ошибусь, если скажу, что нет такого юриста/адвоката, который бы не сталкивался с наследственными спорами в суде. На первый взгляд дело о наследстве кажется простым и понятным, но чем больше погружаешься в конкретную ситуацию, тем больше возникает вопросов.
Однако, изучая дело мы опираемся на «базис» правовой ситуации – основные исходные данные, а вся уточняющая информация и сбор доказательств – это второй этап работы. Как правило, такие дела требуют анализа правоотношений, вытекающих из других отраслей права (семейного, жилищного, земельного, налогового и других).
Каковы же они, эти первые, самые главные вопросы, которые помогут определиться с правовой ситуацией и тактикой ведения дела в суде? Как правило, я стараюсь не перебивать человека, обратившегося ко мне впервые, но это только в начале разговора. Уже минут через 10 возникает потребность направлять рассказчика, который начинает выкладывать всё подряд и уводит в поток бесполезных описаний ненужных деталей и событий. Подробности своей истории человек готов рассказывать часами, не понимая, что имеет значение, а что нет. Поэтому я выстраиваю первую беседу на вопросах и ответах, беря инициативу в свои руки.
Вашему вниманию я предлагаю схему выяснения/определения «базиса» правовой ситуации по наследственному спору, основанную на личном опыте ведения таких судебных дел. Это будет перечень обстоятельств, которые необходимо выяснять в самом начале изучения правовой ситуации по делу, без знания которых невозможно дать правильную оценку перспективам дела.
Итак, КАКИЕ ЭТО ВОПРОСЫ И ОБСТОЯТЕЛЬСТВА?
Для начала я бы рекомендовала выяснить, какова конечная цель доверителя
— подтверждение права на наследство (родство, факт принятия наследства)
— оспаривание права на наследство других наследников (завещание, родство, иждивение)
— выделение супружеской доли из наследственной массы (общее имущество)
— оспаривание статуса имущества, включённого в состав наследства (личное, совместное)
Понимая цели, стоящие перед юристом как задачка для решения, проще будет обращать внимание на важные (юридически значимые) обстоятельства для достижение желаемого результата, и более глубоко изучать нужные детали в конкретной жизненной ситуации. Ведь без знания деталей легко можно ошибиться в определении правовой позиции и перспективах дела, а доверитель, как правило, желает только одного – успеха в суде.
1. Дата и обстоятельства смерти наследодателя
— свидетельство о смерти, дата и место смерти
— наличие недостойных наследников
2. Круг наследников, наличие или отсутствие прав у доверителя
— наличие завещания и круг наследников по завещанию, обязательная доля
— круг наследников по закону
— очерёдность наследования и размер доли в наследстве
3. Принятие и отказ от наследства
— заявления нотариусу (подано, когда, кем)
— регистрация по месту жительства с наследодателем (члены семьи, иждивенцы)
— фактическое принятие или отказ от принятия (нотариус или обращение в суд)
4. Наследственная масса
— состав имущества, актуальные сведения на дату смерти, наличие обременений, оценка стоимости;
— наличие долгов (кредитов), круг кредиторов, установление общей суммы долговых обязательств;
— итоговый баланс в наследственной массе и возможность отказа от принятия наследства.
Об этих основных моментах для правильного определения правовой позиции подробнее расскажу на конференции «Праворуба» 21.04.2024 в Москве.
Уважаемая Ольга Алексеевна, на практике, наследственные дела часто оказываются гораздо сложнее, чем это может показаться, да и по уровню накала страстей порой бывают очень напряженными, что требует от представителя немалой выдержки и серьёзной подготовки.
Не сомневаюсь, что Ваше выступление будет интересным и полезным!
Уважаемый Иван Николаевич, сложность моего выступления в том, что по каждому обстоятельству можно говорить часами.
Двух одинаковых дел не бывает, поэтому рассматривать все возможные варианты нет смысла. Задача в каждом конкретном деле — отбросить лишнее, исключить то, что не будет иметь правового значения.
Надеюсь, коллеги возьмут из моего выступления что-то для себя полезное.
по каждому обстоятельству можно говорить часамиУважаемая Ольга Алексеевна, согласен, но мы ведь всегда выделяем дополнительное время для ответов на вопросы, ну и во время вечерних посиделок или финального банкета, можно обсудить что угодно ;)
Уважаемый Иван Николаевич, возможность дополнительного общения с коллегами на конференциях — это очень ценная преференция, значение которой понимает каждый профессионал.
Все мы пользуемся такой возможностью, стараясь не злоупотреблять вниманием к себе. Но вопросы! Они всегда есть, и их всегда много! И это, увы, вопросы очень сложные, поэтому времени всё равно не хватит... ;)
Уважаемая Ольга Алексеевна, спасибо что поделились своими наработками. Я тоже занимаюсь наследственными делами, поэтому однозначно добавляю в Избранное.
Кроме юридических аспектов они отнимают не мало эмоций и требуют терпения.
Уважаемый Алексей Леонидович, наработки ещё предстоит раскрыть… Это на конференции.
Если вы специализируетесь на наследственных спорых, то хорошо понимаете как важно выбрать правильное направление в позиции доверителя и не распыляться на малозначительные факты.
Уважаемая Ольга Алексеевна, полагаю, что выступление будет интересным.
В список обстоятельств для изучения по наследственным делам добавил бы, что есть ещё и особый порядок наследования в отдельных случаях, например, при наследовании имущества колхозного двора или КФХ, при наследовании в связи с участием корпоративных организациях, при трансграничном наследовании. Ввиду таких особенностей кардинальную роль играют общие принципы наследования, идущие из глубокой древности: наследство универсально, наследство эластично, наследство трансгранично.
Уважаемый Владислав Александрович, добавить можно многое, но моё выступление ограничено 30 минутами, поэтому придётся как-то «ужиматься». Я планирую выделить основное.
Но Вашу тему посмотрю и по возможности затрону.
Уважаемая Ольга Алексеевна, тема на самом деле злободневная. И очень, очень много подводных камней, включая фальсификацию документов и сговор с судебно-медицинскими экспертами в области психиатрии. Не знаю, затронете ли Вы данную тему в своём выступление, но если нет, то ничто не мешает нам отдельно в свободное время переговорить по данному вопросу.
Сейчас жду апелляционное обжалование по наследственному спору по вопросу, который, не исключено, я прохожу первым, и который ответчиком, которого представлял я, удалось отбить в суде первой инстанции.
Уважаемый Евгений Алексеевич, часто оспаривание сделок наследодателя связано с судебной психолого-психиатрической экспертизой, и тут пляски с бубнами — дело житейское.
Оспаривание завещаний, сделок — тема многоплановая и ёмкая, но постараюсь и её затронуть.
Уважаемая Ольга Алексеевна, жду с нетерпением выступления!(handshake)
Уважаемый Евгений Алексеевич, готовлюсь (handshake)
Уважаемая Ольга Алексеевна, зная Вас лично и вашу практику, уверен выступление будет интересным.
Тема на сегодняшний день актуальная и имеет свои тонкости.
Поддерживаю Вас, что каждое дело индивидуальное. Первоначально полученная информация безусловно имеет ценность, а также уточняющие вопросы.
То, что Зинка не ухаживала за Манькой, а на наследство всё равно претендует, тоже является информацией. А вот нужной или не нужной это уже юрист определяет самостоятельно.
С нетерпением жду Вашего выступления.
Уважаемая Ольга Алексеевна, жду с нетерпением вашего выступления.
Уважаемый Вениамин Владимирович, постараюсь не разочаровать, хотя в качестве спикера буду на конференции впервые.
Как говорят: "Хуже брачно-разводных дел — только наследственно-делёжные. Или наоборот!" ))).Для обретения опыта в спорах о разделе общего имущества супругов я уже участвовал, и много чего узнал (для себя) нового и необычного.
И хотя выступление Ольги Алексеевны именно на Конференции будет первым, то из её публикаций я уже много чего почерпнул; так что жду и жажду обретения новых знаний… а там, глядишь — и новых (наследственных) дел… нужно же самому понять, что хуже ))))
Уважаемый Михаил Михайлович, хуже только уголовные дела! Но это на мой взгляд )))
Заморочек с наследственными спорами много. Вот, например, вчера обратилась женщина, у которой умерла бабушка по материнской линии. А сама мама этой женщины пропала в 2003 году в Мариуполе, ныне ДНР. Документов на маму нет. У наследницы только паспорт и свидетельство о рождении. Второй наследник уже подал заявление нотариусу. Свидетели — родственники — во Франции… Песня!
Уважаемая Ольга Алексеевна, очень актуальная и интересная тема выступления. Как адвокат по наследственным делам, скажу, что не бывает простых наследственных дел. Даже там где один наследник и один объект недвижимости, могут такие правовые истории вынырнуть, что на пять лет работы хватит.
А уж если спор между наследниками присутствует и дети от предыдущих браков оказываются ущемлены, такие битвы разворачиваются, что без тонкого понимания особенностей дел о наследовании не обойтись.